Пресса о нас

Пиратов ловят сетью. Как нарушение авторских прав в Интернете убивает литературу

Иногда так не хочется идти в книжный магазин за новинкой любимого автора. Да и зачем, если можно легко найти в Интернете? И так заманчиво мигает кнопка «скачать бесплатно»! Ведь у издателя не убудет с одного скачивания? О том, что это может в ближайшее время, еще при нашей жизни, убить литературу, отбросив нас на века назад, мало кто думает. Стоит разобраться, что на самом деле скрывается за заманчивой вывеской «бесплатных электронных библиотек» и каковы настоящие цели их владельцев.

МАСШТАБЫ БЕДСТВИЯ

В 2008 - 2011 годах случился настоящий бум продаж “читалок” (e-book, или ридеров). В 2011 году средняя стоимость одного такого устройства для чтения книг в России уменьшилась с 13,5 тыс. рублей до 4500. Соответственно, все владельцы этих устройств ринулись скачивать себе электронные книги из Интернета. По результатам опроса, проведенного сайтом “ЛитРес”, 28% читателей электронных книг перешли на их чтение из-за покупки e-book, 25% - потому что удобнее, 22% - потому что электронные книги дешевле бумажных, 15% - из-за того, что бумажные книги занимают много места в квартире. У оставшихся 10% читателей цифровых книг нашлись другие причины.

Тем не менее тенденция очевидна: россияне начали массово отказываться от покупки бумажных книг и читать электронные. В связи с этим рынок продаж электронных книг заметно вырос. По итогам 2013 года емкость этого рынка составила почти 500 млн рублей. Что, конечно, не могло не сказаться на “бумажных” тиражах.

- “Бумажные” тиражи упали очень существенно, в разы. Причем у всех авторов и резко. Это совпало с массовым распространением дешевых “читалок” и большеэкранных смартфонов. Люди поняли, что “платить за книги больше не нужно”, - комментирует ситуацию Ник Перумов, который входит в “топ-10” российских фантастов.

А раз сформировался большой рынок продаж электронных книг, тут же на нем появились и “черные” игроки. В принципе, сайты, на которых бесплатно можно было найти отсканированные книги, возникли чуть ли не вместе с Интернетом, хотя до поры до времени не играли большой роли, не мешали ни писателям, ни издателям. Но в последние годы ситуация поменялась радикально. Сейчас книжный рынок теряет примерно 3 млрд рублей в год, поскольку в 90% случаев пользователи скачивают пиратские копии книг. Такие объемы нелегального использования наносят существенный вред интересам правообладателей.

В 2013 году Россия уже в двенадцатый раз вошла в список приоритетного наблюдения (Priority Watch List) Торгового представительства США - как страна с критическим уровнем цифрового пиратства.

ПИСАТЕЛИ ИЩУТ НОВУЮ РАБОТУ

Несмотря на то, что сетевые “пираты” провозглашают себя борцами за свободу слова и свободу распространения информации, в реальности они просто убивают литературу. Тиражи бумажных книг падают, потому что все больше читателей скачивают электронную версию, но если читатель находит ее на пиратском сайте, бесплатно, то писатель не получает с этого ни копейки. Таким образом, падают не только тиражи, но и гонорары. И вот уже очередной писатель слышит от своего издателя фразу “твои книги перестали продаваться”, бессильно наблюдая в то же время, как их тысячами скачивают на “Флибусте” или “Либрусеке” (самые известные пиратские сайты). Авторам среднего эшелона не остается ничего, кроме как искать себе другую работу.

“Я не вижу смысла в дальнейшей писательской работе как таковой, - сообщил недавно в своем блоге писатель-фантаст Михаил Бабкин. - Быть писателем - поверьте - трудно, надо ежедневно работать и выдавать от двух до пяти страниц толкового текста. Не спать ночами, обдумывая сюжет. Забывать о себе, любимом, когда вдруг появится интересная идея. Ограничивать встречи с друзьями, потому что это отвлекает от работы. Жить уединенно. Годами. По нынешнему времени писательская работа оплачивается настолько мизерно, что связываться с ней просто не имеет смысла. Московский дворник-гастарбайтер получает едва ли не в разы больше нынешнего средневостребованного писателя - если раскидать писательский заработок по месяцам работы. Потому возникает довольно понятный вопрос: а зачем оно? Но ответа нет и не будет. Каждый бросает писать сам”.

Известный писатель-фантаст Вадим Панов рассказал о структуре книжного рынка и его сломе. Так, вся современная литература в том виде, в котором мы ее знаем, является продуктом упорядоченного рынка. Примерно в начале XIX века появилась возможность коммерческого книгопечатания, книги стали интересны широкой публике, и произошел расцвет мировой литературы. При этом литература развивалась в соответствии с рынком: печатали книги тех писателей, чьи сочинения были востребованы читателями, остальные совершенствовали свое мастерство, потому что плохую книгу никто читать (и покупать) не будет - это естественный капиталистический процесс.

- Мы имеем дело с честным бизнесом, потому что все случаи, когда богатый автор или издательство пытались вложить большие деньги в раскрутку не очень хорошего писателя, практически в ста процентах проваливались. Люди покупали первую книгу - реклама есть реклама. Но даже если потом, на вторую, тратилось в два раза больше денег, люди ее не покупали, если им не понравилась первая, если автор слабый, пишет плохо. Это нормальный процесс, - уверен Панов.

Сетевое пиратство ломает эту отточенную систему, работавшую в первую очередь на читателя. Интернет-воровство уничтожает мотивацию автора самосовершенствоваться, писать лучше. Да, Пушкин и Достоевский были гениями, но то, что они писали не только ради самовыражения, а и ради денег, не отрицали даже они сами. Писатели – тоже работники, и за свой труд и потраченное время хотят получить адекватное вознаграждение.

Вадима Панова, так же как и других авторов, затронуло сетевое пиратство - тиражи упали. Но если для него это пока что просто неприятно, то для менее популярных означает творческую смерть.

- Через некоторое время мы, жители XXI века, с точки зрения литературы скатимся в XIV век, когда написание книг было хобби для богатых, которые тешили свое графоманство пописыванием различных историй для салонных чтений. Литература как массовое явление умрет, - сокрушается он.

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

“Пираты” приводят многочисленные доводы, почему бесплатное распространение книг - это благо. Но если копнуть чуть глубже, то за красивой идеологией маскируется обычное воровство и нелегальный бизнес.

Еще один писатель-фантаст, Олег Дивов, делится своими мыслями на сайте therunet.com: “Пираты” - никакие не культуртрегеры, а напротив, злейшие конкуренты и системные враги издателей. Они сформировали параллельный черный рынок - с тем же ассортиментом, только условно бесплатным. А реальное тиражирование любой книги происходит строго в момент прочтения текста. Сколько прочитали - такой и тираж. Теперь у книг по два параллельных издания и два параллельных тиража. Не существует “пиратских библиотек”, забудьте этот нелепый термин, а есть нелегальные интернет-издательства. В чем разница? Легальный издатель вложился в продукт, выводя его на рынок. Нелегал не вложился, он чистый паразит или, говоря по-современному, “агрегатор контента”. Черный рынок не создает новых смыслов, не производит контента, он только жрет”.

Обычно у издательств прибыльные лишь 5 - 10% всего ассортимента книг, но при этом они позволяют выпускать и все остальные, которые издают для того, чтобы найти новых авторов, найти те самые 5 - 10%. Пираты же эту схему выжигают, нивелируя разницу. В итоге ни один начинающий автор не может выйти за тот барьер, за которым он становится заметен публике и издателям. Кроме того, если книга в обществе востребована - автор получает за это деньги, не востребована - не получает. Живой баланс. А “пираты” гонорары не выплачивают: написал интересную книгу - получишь ноль, неинтересную - тоже ноль.

“Пираты” вроде бы раздают книги бесплатно, всем желающим - на чем же они зарабатывают? Есть несколько моделей.

Самая простая и самая древняя - это баннерная модель. При просмотре страниц сайта показываются рекламные баннеры. Рекламодатели платят деньги либо за показ, либо за сам факт размещения баннера или ссылок. Сайт с посещаемостью от 10 тыс. человек в день может хорошо на этом зарабатывать: до нескольких тысяч долларов в месяц. Что позволяет человеку, создавшему его, неплохо существовать и продолжать это дело. Если сайт большой и сложный, то его держат несколько человек, но тогда у него и посещаемость выше, и, соответственно, доход.

Еще одна модель - модель пожертвований, когда с пользователей сайта просят денег на его поддержку. Это выглядит как бескорыстная помощь: перечислите сколько вам не жалко. Такая просьба появляется время от времени, и если сайт посещаемый, то он тоже может неплохо на этом заработать. Например, сайт энциклопедии “Википедия” устраивает такую кампанию раз в год и таким способом собирает средства на проект. Эту же модель используют и пиратские сайты. “Флибуста” начинала тоже с нее, но потом, по неподтвержденной информации, нашла спонсоров, которые стали ее финансировать из идеологических соображений. Сейчас она живет на деньги меценатов. Кто они - неизвестно.

У “Либрусека” же просто нормальная коммерческая модель: взимаются деньги за пользование сайтом. Если ты хочешь не усеченную, а полную версию, с нормальным скачиванием, возможностью заходить на сайт с мобильного телефона и прочими удобствами, то плати.

Есть и этическая сторона вопроса. Большинство российских писателей выступают против того, чтобы их произведения находились на сайтах у “пиратов”. Однако посетители этих сайтов, яростно обвиняя писателей в жадности и жлобстве, критикуя литературные достоинства их книг, продолжают, тем не менее, эти книги скачивать. Наиболее яркий пример - Сергей Лукьяненко, один из самых непримиримых борцов за копирайт. Противники Лукьяненко какие только гадости не пишут о нем и о его книгах! И все-таки он стабильно держится на первых страницах пиратских сайтов. Появилась уже даже интернет-шутка: трижды перечитал все книги Лукьяненко - ну и фигню он пишет!

Поясняет писатель Эдуард Геворкян:

- Дискуссия о “пиратстве” в частности и об интеллектуальной собственности в целом, бурно идущая на страницах СМИ, весьма забавна. Есть лукавые личности, разглагольствующие о так называемой “свободе информации”, - они сводят произведения искусства, литературы, кинематографа и т.п. к информации, тогда как информационная составляющая таких артефактов, как правило, несущественна. Другие с простодушием, граничащим с хамством, ведут разговоры о качестве произведений, о творческих личностях, обвиняя их в рвачестве и жадности. Причем - напирая на мнимую “бескорыстность” хозяев пиратских библиотек, этаких Робин Гудов наших дней. Порой кто-то выкладывает в сеть оцифрованную книгу, - мол, это то же самое, как люди передают друг другу прочитанные книги. Но есть большое отличие: книга в Сети - это тиражирование бесконечного количества экземпляров! И тот, кто ее выложил, является фактически нелицензированным издателем, не вступившим в правовые отношения ни с обладателем права на интеллектуальный продукт, ни с государством, регулирующим эти отношения. Страдают издатели, которые и сами-то порой невнимательно относятся к судьбе своих книг, страдают авторы, поскольку падают тиражи, а в итоге страдают читатели, поскольку у талантливых людей падает интерес к творчеству, и на их место приходят графоманы.

БОРЬБА С ПИРАТАМИ

- Почти 15 лет тому назад мне пришлось столкнуться с “пиратами”. Практически я был первым, кто вчинил иск почти десятку пиратских библиотек и выиграл эти процессы, - вспоминает Эдуард Геворкян. - Некоторые мои коллеги, попытавшиеся тогда одновременно со мной начать судебную тяжбу, не выдержали информационного прессинга и отозвали свои иски. На меня тогда оказывалось большое давление со стороны так называемой “сетевой общественности” - всякое отребье инициировало травлю как в бумажной прессе, так и в Интернете. Но нервы у меня крепкие.

В те годы, - продолжает Геворкян, - некоторые мои друзья-писатели с улыбкой говорили: зачем ты связался с этим вторичным продуктом? Сейчас, когда пиратство сильно ударило по их тиражам и гонорарам, они перестали улыбаться.

Прошлым летом президент РФ подписал Федеральный закон от 2.07.2013 № 187-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Еще на стадии проекта этот закон получил название антипиратского. Пока что его действие распространяется только на кино- и видеопродукцию, но планируется, что под него подпадут и книги.

Во время принятия этого закона в Интернете поднялось возмущение, подписывались петиции об отмене: дескать, это введение цензуры и уничтожение свобод. Посмотрим, как же закон работает в реальности.

“Если посмотреть все отечественные премьеры, которые вышли на экран после вступления в силу закона, то ситуация везде одинакова: фильмы появляются - и буквально в тот же день контент становится недоступен. Очевидно, правообладатели связываются с владельцами площадок, говорят: “Либо судимся, либо удаляйте”, - и все удаляют. Все правообладатели говорят о том, что их доходы от показа фильмов возрастают. Говорить о цифрах рано, но это явно не статистическая погрешность. Один из крупных правообладателей нам говорил, что его доходы от квартала к кварталу выросли примерно на 6%, и он считает это результатом принятия антипиратского закона”, - рассказывает руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.

При этом пользователей, скачавших “нелегальный” фильм, не наказывают. Борются именно с нелегальным контентом, наказание может последовать только для тех, кто выкладывает и тиражирует фильмы в Сети. Кроме того, появление антипиратского закона стимулировало переговоры между правообладателями и крупными интернет-компаниями: стороны начали договариваться и искать компромисс, чего раньше не было.

Книжная индустрия, не имея пока такого закона, стала бороться с “пиратами” по-другому: крупнейшие издательства “Эксмо” и “АСТ” в прошлом году создали некоммерческое партнерство “Ассоциация правообладателей, лицензиаров и лицензиатов по защите авторских прав в Интернете” (АЗАПИ). Цель этой организации - защита правообладателей в России и за рубежом.

За полгода своей деятельности АЗАПИ сумела пресечь свыше 200 тыс. случаев нарушения авторских прав (из них около 40 тыс. - только на сайте “ВКонтакте”). Кроме того, из файлообменников удалено более 10 тыс. файлов с книгами. Заблокировано свыше 150 мобильных приложений, нарушавших авторские права, на платформах Windows, Android, iOS. К чему же это привело? К тому, что хозяева сайтов-нарушителей сами смогли выбрать, как им развиваться дальше: из-за предъявленных требований 27 сайтов закрылись самостоятельно, десять сменили регистрацию и 30 – стали партнерами издательств в легальном распространении книг. Вот она, свобода, никуда не исчезла. Только не в виде сетевой анархии, а в упорядоченном, цивилизованном виде.

- Существование пиратского сайта, как правило, основывается на какой-либо мошеннической схеме. Наиболее распространенное - мошенничество с регистрацией сайта на несуществующего человека. Как правило, после раскрытия анонимности бывшие «пираты» быстро отрекаются от своих прежних воззрений. Яркий пример - сайт coollib.net, который раньше был одним из основных пиратских сайтов, сейчас начал сотрудничать с издательствами и системой дистрибуции электронных текстов "ЛитРес", - рассказывает о борьбе с «пиратами» генеральный директор АЗАПИ Олег Колесников.

Одним из первых этапов борьбы с пиратскими площадками стал судебный процесс против хостера Ecatel, который обслуживал “Либрусек” и “Флибусту”. Амстердамский суд занял сторону АЗАПИ, постановив 4 ноября 2013 года, что сайты должны быть отключены, а в случае неисполнения провайдер будет оштрафован на 2500 евро плюс 1000 евро за каждый день работы любого из этих сайтов. Кроме того, Ecatel должен выплатить 3665 евро компенсации судебных издержек.

Обычные пользователи узнали о деятельности этой организации после того, как сайты “Флибуста” и “Либрусек” стали испытывать перебои в работе - раз пять меняли интернет-провайдеров, переезжая из одной страны в другую. Тогда распространилось мнение, что АЗАПИ блокирует пиратские сайты. На самом деле, как пояснил Олег Колесников, это не так:

- АЗАПИ не борется с “Флибустой” или “Либрусеком”. АЗАПИ борется с незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности этими сайтами. Эти сайты очень неохотно расстаются с присвоенной ими собственностью, поэтому им приходится время от времени менять хостеров. Тем не менее пока что в целом получается так, что они все в меньшей степени пользуются книгами, издаваемыми членами АЗАПИ, - то есть, по сути, постепенно выполняют наши требования.

Сейчас “Флибуста” базируется в трех странах: США, Польше и Люксембурге. Большинство российских сайтов аудио- и видеопиратства базируется в Европе, а 80% пиратского трафика в отношении книг российских издательств обеспечивается американскими провайдерами. Увы, европейские страны и Соединенные Штаты стали для менее развитых стран оплотом интеллектуального пиратства, поскольку там провайдеры зачастую пренебрежительно относятся к чужой интеллектуальной собственности. Хотя в самих США и Европе пиратство развито заметно меньше, а личная ответственность граждан больше.

АЗАПИ добилась того, что крупнейшие пиратские площадки Рунета “Флибуста” и “Либрусек” убирают со своих сайтов книги наиболее популярных отечественных писателей, в том числе Василия Головачева, Дарьи Донцовой, Сергея Лукьяненко, Александры Марининой, Юрия Никитина, Ника Перумова, Дины Рубиной, Татьяны Устиновой и других.

Рыженкова Юлия

Читать на сайте Solidarnost.org